Проект 500+

  • «Важен каждый ученик». Под таким лозунгом Министерство просвещения реализует проект «500+». Реализация проекта усилит работу ведомства по повышению качества образования, обеспечив при этом поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении.
  • В 2021-2022 гг. проект «500+» охватывает порядка 3000 школ в 84 регионах страны.
  • В помощь регионам в рамках проекта сформированы методики адресной поддержки школ с низкими образовательными результатами по кадровым и содержательным вопросам, включая формирование новых кадровых ресурсов. В штате школ должны появиться руководители с большим управленческим опытом, а также методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники.
  • Для расширения возможностей образовательных программ и занятий к работе в данных школах также будут привлечены студенты старших курсов педвузов, имеющие успехи в учёбе по педагогическим направлениям подготовки, а сами школы получат возможности сетевого взаимодействия с лучшими школами внутри региона.
  • Как отметил Министр просвещения Сергей Кравцов, такая практика является признанным инструментом помощи школам во всём мире, прежде всего в странах с успешными образовательными системами.
  • Комплекс мер по повышению предметной и методической компетентности педагогов, кроме того, позволит:
  • — организовать на региональном, муниципальном уровнях «творческие педагогические лаборатории» по предметным областям с привлечением методистов;
  • — активизировать внутришкольные системы профессионального развития педагогов;
  • — внедрить в практику преподавание проектной, исследовательской, творческой деятельности.
  • Став частью федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», проект «500+» призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в Указе Президента, по вхождению России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования.
  • «И международные, и российские исследования отчётливо показывают важность аспекта работы со школами и учениками, испытывающими определённые трудности в обучении. Проект позволит нам обеспечить адресность качественной методической поддержки, подобрать те формы и те механизмы, в которых школы действительно нуждаются, и которые будут работать на тех или иных территориях. Включая проект в национальный проект «Образование», мы сможем направить в эти школы вместе с методической и инфраструктурную поддержку, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов. – У нас есть опытные научно-исследовательские коллективы, которые работали над этой программой и будут сопровождать её внедрение, у нас есть понимание кадровых потребностей для этих школ, есть механизмы подключения к этой программе молодых талантов – будущих педагогов, студентов старших курсов. Всё это комплексная работа, на которую мы должны опираться, выводя Россию в число ведущих стран мира по качеству школьного образования».

Проект 500+ в Иркутской области

В рамках национального проекта «Образование» Министерством просвещения Российской Федерации и Рособрнадзором в 2020 году был дан старт проекту «500+», который создан в целях повышения качества образования, оказания адресной методической и консультационной помощи школам с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях. Проект призван оказать содействие в достижении глобальной цели – вхождению России в число 10 стран – лидеров по качеству общего образования.

Министерством просвещения Российской Федерации определен список школ Иркутской области (126 образовательных организаций), показывающих низкие результаты по итогам первичного анализа внешних оценочных процедур (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) по русскому языку и математике.

В апробации проекта, которая прошла в 2020 году, приняли участие 12 образовательных организаций из 9 муниципальных образований Иркутской области (г. Братска, Киренского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Осинского, Тулунского, Усольского, Черемховского района, Усть-Кутского муниципального образования).

В основном этапе федерального проекта «500+» 2021 года принимает участие 41 образовательная организация из 20 муниципальных образований Иркутской области (г. Иркутска, г. Братска, г. Усолье-Сибирское, г. Усть-Илимска, Ангарского муниципального образования, Аларского, Нижнеудинского, Нижнеилимского, Киренского, Куйтунского, Нукутского, Осинского, Слюдянского, Тулунского,  Тайшетского, Усольского, Черемховского, Чунского, Шелеховского муниципальных районов,  Усть-Кутского муниципального образования).

Для каждой образовательной организации, участвующей в проекте, определен куратор, подбор которого осуществлялся в соответствии с федеральной методикой отбора и с учетом специфики региональных особенностей системы образования Иркутской области.

В Иркутской области разработана региональная дорожная карта по реализации федерального проекта «500+», в которой представлен комплекс мероприятий по направлениям работы различных ведомств Иркутской области по сопровождению школ с низкими результатами: министерства образования Иркутской области, Института развития образования Иркутской области, муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб и ГАУ Иркутской области «Центр оценки профессионального мастерства, квалификаций педагогов и мониторинга качества образования».

Региональным оператором проекта «500+» является Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области».

Основным принципом проекта является принцип сотрудничества, который предполагает, что профилактика рисков низких образовательных результатов возможна только при активном участии всех групп образовательных отношений: представителей органов исполнительной власти, координаторов проекта, учителей и администрации школ, представителей методических служб, а также родителей (законных представителей) обучающихся. Механизмы и принципы взаимодействия всех категорий участников проекта представлены в федеральной методике оказания адресной помощи.

Участие в основном этапе федерального проекта «500+» в 2021 году для школ Иркутской области является значимым образовательным событием на пути преобразований и перехода в качественно новый режим функционирования.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Региональные документы
Муниципальные документы
Методические материалы

Вебинары для участников проекта 500+

4K_компетенции Формирование и оценка на уроке

МР ФИПИ по устранению учебной неуспешности

Я — эффективный учитель. Как мотивировать к учебе и повысить результаты слабых учеников

Я-эффективный директор. Как работать и реализовать программу улучшения образовательных результатов

Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся.

Памятка по работе с Информационной системой Мониторинга электронных дорожных карт (ИС МЭДК) в рамках реализации проекта Адресной методической помощи (500+).

Инструкция по работе с ИС МЭДК для полного обучения работе с информационной системой мониторинга дорожных карт.

Памятка куратора по взаимодействию со школами.

Методические рекомендации по ведению ИС МЭДК проекта «500+».

Ответы на часто задаваемые вопросы на форумах поддержки организаторов и участников проекте адресной методической помощи (500+).

Чек-лист для самостоятельной проверки концептуальных документов.

Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных условиях

Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся

Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся

Организация обучения русскому языку и культурно-языковой адаптации учащихся с неродным русским языком с учетом федеральной методики оказания адресной методической помощи школам с низкими результатами обучения в рамках федерального проекта «500+»

Методические рекомендации: Организация и сопровождение школ с низкими результатами обучения в рамках федерального проекта «500+» в Иркутской области